Дискуссия о стиле и моде

Вопрос о стиле и моде, понимание этих терминов, отношение к ним вызывают дискуссии и споры. Интересной с этой точки зрения является дискуссия, которая была проведена редакцией журнала «Декоративное искусство». В обмене мнениями на страницах журнала приняли участие известные искусствоведы, философы, художники и модельеры, писатели и артисты. Почти все участники дискуссии с уважением отнеслись к стилю как закономерного исторического явления. В то же время осталось невыясненным, необходим единый стиль в искусстве, возможно сосуществование нескольких стилей одновременно. В вопросе о моде взгляды разделились. Было сделано два противоположных вывода.

Некоторые участники дискуссии выступили с негативной характеристикой моды и ее роли в жизни общества. По их мнению, мода — это «суррогат стиля», явление «стихийное, лишенное целесообразности и логичности развития». Одни считают, что мода отделилась от стиля только в буржуазном обществе XIX в. и с тех пор, начала свое самостоятельное существование. Именно поэтому он считает моду буржуазным явлением, а следования моде — вредным для искусства всех видов. Другие, что красота и мода — взаимно исключительные понятия, что мода — это копирование красоты, найденной однажды, а копирование — это уже разрушение красоты.

С их точки зрения, следования моде в художественном творчестве свидетельствует о нехватке индивидуальности. Действительно, когда мы говорим о литературе, театре или изобразительном искусстве, мода ведет к художественному штампу, и вряд ли два художника согласятся написать две одинаковые по теме и форме картины. Но то, что является негативным и даже невозможным в изобразительном искусстве, никого не обижает в одежде, мебели, архитектуре, функциональная природа которых требует массового повторения, типичных решений с небольшими различиями в цвете и деталях. Главной недостатком дискуссии было то, что понятие стиля и моды трактовались абстрактно, то есть в разных взаимоисключающих сферах, обминалось положение о конкретности истины.

Именно эта неконкретность термина «мода» и привела к большому разногласию, противоположности взглядов. Однако среди участников дискуссии были и такие, которые считали моду правомерной в определенном ее понимании в литературе и изобразительном искусстве. Например, некоторые считают, что мода обычно имеет свои социальные, общественные корни и допустима в театре.