Русские пейзажи в живописи

rus-8

 

Когда говорят о воспитательной роли искусства, то иногда думают, что пейзаж такой роли играть не может.

Это глубокое заблуждение. Одной из самых серьезных проблем воспитания человека является развитие его эстетического вкуса, развитие у него понимание красоты мира, его гармонии, величия и всеобъемлющей широты жизненного начала. Когда пейзаж создается как картина, а не как любительский образ природы, когда в нем имеется богатая мысль и всесторонность восприятия мира, — тогда он прекрасное орудие воспитания.

Зажигая зрителя красотой своих пейзажей, художник умеет донести до него не только свое эмоциональное напряжение и настроение, но и заставляет его задуматься над переживанием самого мастера.

Большая ценность настоящего произведения заключается в способности пробудить активное мнение и активную эмоцию наблюдателей. Национальные черты в искусстве, возможно, не проявляются нигде более с такой яркостью, как в пейзаже того серьезного типа, о котором я говорил выше. Каковы бы ни были профессиональные источники, которые не оказали художественного влияния, — творчество мастера кисти, работающего над своим детищем, всегда будет окрашена в характерные, национальные тона.

wpid-shish.jpg

 

Благодаря отечественным художникам, таким как Шишкин И. И., Репин И. Е., Левитан И. И, в российскую критику проникла точка зрения на пейзаж, как на случайно нейтральный жанр, пользуясь которым легче всего решать чисто живописные задачи. Не случайно, все «передовые» типичные формалистические, декадентские течения живописи ориентировались в своих «упражнениях» на него. Отзывы подобного подхода к пейзажу можно еще кое встретить на наших выставках, когда художники в погоне за решением формальных задач создают абстрактные этюды заставляя нас любоваться «красивой живописью». Была выдвинута даже особая «проблема живописности», ей посвящено было много критических статей и дискуссий. Прикрываясь тезисом о необходимости разговаривать на профессиональные темы и разбирать формальные проблемы, некоторые художники и критики пытались на деле подтвердить закономерность бессюжетного, бессмысленного (в прямом смысле слова) в живописи.

Основной смысл пейзажа заключается не в восхищении абстрактными живописными отношениями, не в эстетски смаковании красот живописи, а в передаче красот природы, со всей присущей ей глубокой содержательностью, оплодотворенной мнением художника. Именно такое понимание пейзажа и стоит воспитывать в себе. Техника в руках художника — лишь средство, а не цель. Плохо, когда зритель первое свое впечатление получает от того, как сделано, а не от того, что сказано.