Портретная живопись и каллиграфия в Китае

Портретная живопись и каллиграфия в Китае

В Китае живопись и искусство каллиграфии (красивого и четкого письма) очень близки. Китайская живопись — целостный вид искусства, в котором стихи и каллиграфия является неотъемлемой частью полотен, воспроизводя гармонию и полную загадочности мироздание. И художники, и каллиграфы пользовались теми же вышеупомянутыми инструментами и приемами. В основе изобразительного искусства Китая лежит линия — самый элемент, с помощью которого достигается художественное совершенство. Нарисованные иероглифы, деревья, лица становятся равноценными по вложенным в них глубоким значением и жизненной гармонии. Цель китайской эстетики в том, чтобы познать суть животворных источников гармонии жизни.

Каллиграфия преподносит графическую красоту иероглифов. Это искусство является своеобразным видом медитации, в котором художник заново открывает гармонию собственного «Я», вступая в общение со Вселенной. Иероглифы создаются с необычайной экспрессивностью движения и имеют образную силу знака. Овладеть каллиграфией очень трудно, в ней важно каждое движение кисти, который должен быть точным. Следы туши, которая кладется на пористая бумага, уже нельзя стереть или исправить. Иероглифы происходят из рисуночного письма, где каждый символ был маленькой копией предмета или явления.

Поэтому в Китае возник главное направление визуального искусства – веньжень — хуа — гармоничное сочетание поэзии, каллиграфии и живописи. Свитки этого искусства отличались особой красотой и украшали дворцы императоров. Сюжет рисунка, стихотворные строки дополнялись совершенным искусством каллиграфии, образуя шедевр с единой идеей.

Издавна сформировались несколько китайских живописных жанров, основными из которых являются портрет, пейзаж «горы и воды», жанр фауны и флоры и анималистический жанр. Каждый художник в Китае, как правило, выбирает себе один жанр и становится настоящим профессионалом, создавая полотна на ограниченное количество мотивов.

В портретной живописи особое распространение получили изображения женщин, полных благородства, возвышенной чистоты и утонченной красоты. Художники воспроизводили не только портретное сходство изображаемых людей, но и особенности их характера, душевного состояния.