Сокровища скифских курганов

Высокой художественной ценности образцы торевтики конца 5 в. до н. э., найдены в скифских захоронениях степной полосы Северного Причерноморья. К концу 5 в. до н. е. относится также захоронение знатного скифа, открытое в кургане близ села Архангельской Слободы Херсонской области. Здесь особенно выделяется массивная литая золотая гривна. Ее наконечники украшают головки львов, выполненные в реалистичном стиле, а втулки декорированные зернью, сканью, цветными эмалями. Такая манера изготовления и отделки фигурных наконечников к гривне была присуща греческим мастерам классической эпохи. С этого же кургана происходят и золотые набивные пластинки на колчан с редкими по технике исполнения изображениями собаки, дикого кабана, леопарда с остатками добычи в пасти, а также многие другие украшений для одежды в технике чеканки и тиснения. Они дают возможность оценить совершенство, высокое развитие ювелирного искусства и технические приемы греческих мастеров.

Более трех с половиной тысяч замечательных золотых ювелирных произведений греческих торевтив обнаружено в захоронении знатной скифянки при раскопках Мелитопольского кургана (IV в. До н. э.). Это преимущественно золотые бляшки, нашивались на одежду, головные уборы и обувь. Захватывает разнообразие форм, сюжетов и орнаментов, а также художественная изящество исполнения с применением техники чеканки, тиснения, а иногда и доработкой гравировки.

Среди декоративных мотивов доминируют изображения женских и мужских лиц. Особенно четко высечены головы бородатого скифа и скифского царя в тиаре. Кудри и тиара доработаны резцом. Все это искусно выполнил греческий художник, который хорошо знал этнический тип скифов.

В этом же кургане в мужском погребении найдено золотая обивка скифского горита-колчана. Его изготовил боспорский мастер на заказ знатного скифа. На верхнем фризе расположены сюжетные сцены борьбы животных, выполненные в скифском зверином стиле. Двофризову центральную часть пластины мастер заполняет сюжетными сценами из легенд о греческого героя Ахилла. Два нижних фризы заполнены растительным орнаментом, также выполненным в традициях греческого искусства. Оправу горита, как и большинство золотых боспорских украшений, вырезал в высоком рельефе по бронзовой форме, а детали доработаны резцом.

Шедевр греческой торевтики — серебряная ваза 4 в. до н. э. с Гаймановой могилы, возле села Баллок, Запорожской области. На ней мастер отразил жизнь скифской знати. Центральная сцена воспроизводит дружескую беседу двух вельмож. Оба они сидят в седлах. В руках одного жезл — символ власти, а в другой кнут. Сюжет отчеканен в высоком рельефе. Лицо, волосы, борода и детали орнамента на одежде доработаны резцом и позолоченные. В этой и других сценах, изображенных на тулово вазы, художник мастерски передал внешность людей, их оружие, одежду, дает немало сведений о жизни и быте скифской знати.

Чрезвычайно высокой художественной ценности царских украшений, найденные в 1971 году в Толстой могиле (IV в. До н. э.). Центральное захоронение кургана было ограблено еще в древности, однако грабители не заметили спрятанной в тайнике золотой пекторали и меч в золотых ножнах.