Балалайка в маковом зерне

Весной 1965 года на свет появилась балалайка длиной 1,9 миллиметра, которую сделал Михаил Григорьевич Маслюк. Толщина ее стенок — 0,06 миллиметра, то есть равна толщине человеческого волоса. Вместо струн мастер использовал паутину, а подставку изготовил из утонченного волоска.

Рассмотреть такую балалайку можно только через систему линз. Корпус балалайки равен маковом зерну, инструмент собран из 15 деталей. Мастер говорил: «Я был бы очень рад, если бы кто-нибудь захотел посоревноваться со мной».

Вызов хоть и выглядел самонадеянно, но был небезосновательным. Если микроминиатюра нелегко изготовить из металла или пластмассы, то сделать ее из дерева еще труднее. Потому прочность дерева при таких размерах — как крепость снежинки. Мало того, ведь изделие состоит из 15 деталей, которые подогнаны друг к другу по размерам.

Однажды я был в командировке. День был неудачный и очень изнурительный. Поздно вечером пришел в гостиницу, машинально включил радио. «Полька» Рахманинова, выполняемая на балалайке, мелодичная и чистая в звуках, мелодия заполнила комнату. Мне нравилось это прозрачное и оптимистическое произведение. Его мастерски исполнял на домбре в нашей студенческой комнате харьковчанин Михаил Васильев, который в свое время получил на Международном конкурсе исполнителей в Вене золотую медаль.

По радио шла передача о композиторе и балалаечнике В. В. Андреева, жизнь которого была действительно подвижнической. Талант этого самобытного композитора, исполнителя-виртуоза на балалайке высоко ценили Л. Н. Толстой, Максим Горький, И. Репин Е, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Ф. И. Шаляпин и другие выдающиеся представители российской культуры. Виртуозной игре Андреева аплодировали Париж и Нью-Йорк… Он принадлежал к представителям той русской интеллигенции, которые, не раздумывая, встали на сторону Октябрьской революции. Именем В. В. Андреева в Ленинграде назван основанный им оркестр народных инструментов, известный у нас и за рубежом.

Портрет композитора В, В. Андреева и балалайка в футляре, размещенные в маковом зерне. Увеличено в 1100 раз.

Приехав домой, перечитал все по В. В. Андреева и с большим внутренним подъемом выполнил миниатюру, которая в готовом виде выглядит так. Маковое зерно разрезано пополам. Содержание половинок выбрано и они скреплено золотыми петельками. Таким образом, зернышко стало крохотным ящиком. В одну половинку вставлено стекло на котором выгравирован портрет Василия Васильевича Андреева. Под портретом надпись. «Андреев В. В.». В другой половинке свободно лежит черный, отполированный до зеркального блеска раскрыт футляр, в который и возложена балалайка — точная копия обычного инструмента. Балалайка состоит из 40 частей. Ее корпус склеен из десяти отдельно изготовленных частей. Углы корпуса инкрустированы. Гриф должен «кнопочки». Струны в десятки раз тоньше человеческого волоса и в несколько раз тоньше обычной паутинки.

Внутри балалайки есть дата изготовления и цеховой знак автора.

Средняя толщина всего инструмента 0,06 миллиметра. Она равна толщине одной стенки балалайки Масленка, внутри которой подобных инструментов могло бы разместиться десять.

Детали инструмента изготавливались из тонкой дощечки, вырезанной из скорлупы грецкого ореха. Участки скорлупы с крупными клетками нежелательны, так как они менее прочные. Доска сначала выпиливалась лобзиком, а затем истончается резцами. До толщины в несколько микрон. Край резцов должен быть безупречен по чистоте. Только в таком случае на месте соскабливания будет равна блестящая поверхность. Так как при строгании происходит микроскопическая пластическая деформация поверхности, пластинка при определенной толщине начнет выгибаться. Кстати, этот эффект наблюдается при работе со всеми материалами. Поэтому пластинку под конец надо изощряться то с одной стороны, то с другой. Когда доска-пластинка станет почти прозрачной, ее можно считать готовой. Доска изготавливалась немного больших размеров, чем требовалось для балалайки. Излишняя часть служила местом для приклеивания при дальнейшей обработке. Приклеивалась заготовка к рабочему столику клеем БФ-2. Впоследствии место приклеивания отрезалось.

Гриф балалайки, состоящий из 20 деталей, настолько тонкий, что в несколько раз слабее, чем, скажем, ножка комара или волос. Обычная натянута паутинка может согнуть его в дугу или сломать. Следуя принципу, что балалайка должна быть полностью изготовлена из дерева, гриф тоже был сделан из косточки. Для прочности пропитал его акрилом, предварительно вымочив в спирте и эфире.

Конечно, ни о крепления деталей при таких размерах, не может быть и речи. Они отрезались от заготовок лишь после последовательного, приклеивания к корпусу балалайки. Каждая деталь при этом ложилась на самую кромку пластмассовой пластинки так, что балалайка находилась в воздухе, ни к чему не прикасаясь. И при отрезании усилия нажима приходилось на уже не нужную часть заготовки. Этот простой прием очень удобен, поскольку обеспечивает сохранность изделия. Но к этому можно и не догадаться, поскольку в жизни мы делаем обычно как раз наоборот.

Когда балалайка была готова, возникла неожиданная проблема: как сделать струны? Обычный волосок по сравнению с грифом выглядит, как бревно; паутина тоже грубая. Даже казалось странным, что в быту трудно найти столь тонкий материал.

Вспомнил, что клеи при вытягивании дают очень тонкие нити. Это явление часто затрудняет применение быстро-высыхающей клеев при микроклейки. Особенно тонко вытягиваются цапонлак, клей БФ-2 и плексиглас, растворенный в дихлорэтане. Добавив в дихлорэтан стружку плексигласа и краситель, получил быстро сохнущую клеевую массу. С нее и сделал струны. Эти паутинки клея настолько тонкие, что, положив на любую чистую поверхность, их уже нельзя снять. Поверхностная влага и электростатические заряды при снятии разрывают паутинку на части. Такие «струны» в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса и в несколько раз тоньше обычной паутины. Поэтому после образования они прямо из воздуха «относились» на балалайку. Делалось это так. Паутинка, образовавшиеся между двумя спичками, при растяжении капельки клеевой массы, с помощью тех же спичек вносилась в поле зрения микроскопа. Спички медленно расставались в стороны, пока выбранная для струны паутина переставала плавать в воздухе. В натянутом состоянии она ложилась на балалайку, закреплялась, а ее концы обрезались колотым стеклом.

Первая балалайка была утеряна. Положил ее на стекло и накрыл сверху стеклянным колпачком. А когда снял колпачок, то изделия на прежнем месте не оказалось. Балалаечка полетела, захвачена потоком воздуха, образовавшегося при снятии колпачка. Пришлось все начинать сначала.

Через два года при замене струны, оборвалась при снятии пылинки, балалайка, несмотря на исключительную осторожность, вновь была утеряна. Под действием электрических зарядов, стекающих с руки, через иглу-манипулятор, Балалаечка при приближении к ней иглы прыснула в сторону, исчезнув из поля зрения микроскопа. Двухдневные поиски оказались тщетными.

Изделие было повторено снова, потому что уже было внесено в план будущей экспозиции на Всемирной выставке ЭКСПО-67 в Монреале. Герметично и надежно укреплена в пластмассовом прозрачном коробке с вмонтированной в нем оптикой, миниатюра, в числе других работ, благополучно прошла несколько морских перевалочных портов, пересекла Атлантический океан, а после выставки снова вернулась домой.